Контрольная работа
Список вопросов:- Поясните различия между понятиями "проблемная ситуация" и "проблема".
- Что значит "решить проблему"?
- Какие три способа воздействия на субъект без изменения реальности могут (при определенных условиях) привести к решению его проблемы? Каковы эти условия?
- Каково основное отличие субъекта от объекта?
- Как определить смысл оценки, выраженной неким субъектом?
- Почему при вмешательстве в реальность с целью решения проблемы приходится опираться на какую-то идеологию?
- Воспроизведите классификацию идеологий на три типа. Каково основное отличие между ними?
- Целью прикладного системного анализа является создание улучшающего вмешательства. Перечислите не менее трех причин, по которым в действительности это может не получиться.
- Помните ли вы четыре типа улучшающих вмешательств?
- Оптимальность обеспечивается только при совокупном соблюдении двух требований. Каковы эти требования?
- Каков важный результат прикладного системного анализа конкретной проблемы, кроме решения самой проблемы?
- Дайте определение понятиям “Проблема” и “Проблемная ситуация”.
- Дайте определение понятию “Оценка (чего-то субъектом)”.
- Дайте определение понятию “Решение проблемы”.
- Дайте определение понятиям “Вмешательство” и “Улучшающее вмешательство”.
- Дайте определение понятию “Прикладной системный анализ”.
- Дайте определение понятию “Оптимальность”.
- Дайте определение понятиям “Твердые проблемы” и "Мягкие проблемы".
- Что такое статические свойства систем? Перечислите четыре статических свойства.
- Как из открытости систем вытекает факт всеобщей взаимосвязанности в природе?
- Что называется "моделью черного ящика"? Назовите четыре рода ошибок, которые можно совершить при построении модели черного ящика.
- Что называется моделью состава системы? Каковы (три) трудности ее построения?
- При каких предположениях можно говорить о наличии частей у системы?
- Как определяется граница системы?
- Что называется моделью структуры системы? В чем трудности ее построения?
- Что такое динамические свойства систем? Перечислите их (все четыре).
- Поясните различие между ростом и развитием системы.
- Что мы называем синтетическими свойствами систем? Перечислите четыре таких свойства.
- Какое из статических свойств системы обеспечивает существование эмерджентных свойств системы?
- Что называется субъективной целью?
- Что понимается под объективной целью системы?
- Почему не любая субъективная цель достижима?
- Дайте определение понятию “Целостность системы”.
- Дайте определение понятию “Открытость системы”.
- Дайте определение понятию “Черный ящик”.
- Дайте определение понятию “Ошибка первого рода”.
- Дайте определение понятию “Ошибка второго рода”.
- Дайте определение понятию “Ошибка третьего рода”.
- Дайте определение понятию “Ошибка четвертого рода”.
- Дайте определение понятию “Модель состава системы”.
- Дайте определение понятию “Подсистема”.
- Дайте определение понятию “Элемент системы”.
- Дайте определение понятию “Модель структуры системы”.
- Дайте определение понятию “Функция системы”.
- Дайте определение понятию “Стимулируемость систем”.
- Дайте определение понятию “Функционирование”.
- Дайте определение понятиям “Рост” и “Спад”.
- Дайте определение понятиям “Развитие” и “Деградация”.
- Дайте определение понятию “Жизненный цикл”.
- Дайте определение понятию “Эмерджентность”.
- Дайте определение понятию “Ингерентность”.
- Дайте определение понятию “Цель субъективная”.
- Дайте определение понятию “Цель объективная”.
- Покажите, что познавательная и преобразовательная деятельности субъекта невозможны без моделирования.
- Опишите алгоритм анализа.
- Опишите алгоритм синтеза.
- Что такое абстрактная модель? Кроме языковых, какие еще примеры абстрактных моделей вы можете привести?
- Чем вызвано многообразие языков?
- Какова простейшая абстрактная модель разнообразия окружающей нас реальности?
- Чем отличаются искусственная и естественная классификации?
- Что называется реальной моделью? Приведите три типа реальных моделей (классификацию по происхождению подобия модели оригиналу).
- Чем отличается использование познавательных и прагматических моделей?
- Почему в любой модели есть, кроме истинного, и (обязательно и неизбежно) неистинное содержание?
- Какое качество модели называется адекватностью?
- Что является окружающей средой для модели?
- Дайте определение понятию “Модель”.
- Дайте определение понятию “Анализ”.
- Дайте определение понятию “Синтез”.
- Дайте определение понятию “Модель абстрактная”.
- Дайте определение понятию “Модель языковая”.
- Дайте определение понятию “Модель реальная”.
- Дайте определение понятию “Классификация (искусственная и естественная)”.
- Дайте определение понятию “Модели познавательные”.
- Дайте определение понятию “Модели прагматические”.
- Дайте определение понятию “Адекватность модели”
- Дайте определение понятию “Культура (субъекта, организации, нации – любой социальной системы)”.
- Какие пять составляющих обеспечивают выполнение процесса управления?
- Что называется простой системой? В чем причина простоты?
- Какую систему называют сложной? Какова причина сложности?
- Опишите алгоритм метода проб и ошибок. Какими особенностями он обладает?
- Чем отличается метод проб и ошибок от "метода тыка"?
- Перечислите, какие функции выполняет регулятор.
- В чем состоит управление по целям? При каких условиях применим этот тип управления?
- Что такое большая система? Каковы варианты управления ею?
- Почему необходимо документально зафиксировать проблему клиента?
- Почему не следует приступать к решению проблемы сразу после ее фиксации?
- Попробуйте сформулировать соображения, которые помогли бы вам сделать выбор между тем, нужно ли воздействовать на субъект или надо вмешиваться в саму проблемную ситуацию.
- Кто такие стейкхолдеры?
- С помощью каких вопросов можно определить, кто является стейкхолдером?
- Что называется проблемным месивом?
- Что является динамическим вариантом проблемного месива?
- Почему не следует решать проблему клиента в отрыве от проблемного месива?
- Как решаются трудности, возникающие при недоступности части стейкхолдеров?
- Что называется конфигуратором?
- Как можно определить конфигуратор отдельного стейкхолдера?
- Как работать с конфигураторами разных стейкхолдеров при проектировании улучшающего вмешательства?
- Почему для проектирования улучшающего вмешательства необходимо выявить цели стейкхолдеров?
- Перечислите основные причины расхождения между целями объявленными и истинными.
- Что такое дерево целей и как его можно построить?
- Определите сходства и различия между критериями и ограничениями.
- Что такое активный и пассивный эксперименты?
- Чем отличаются прямые и косвенные измерения? Как следует учитывать разницу между ними при обработке данных эксперимента?
- Почему не следует всегда одинаково обрабатывать данные, относящиеся к разным измерительным шкалам?
- Какова разница между качественными и количественными моделями?
- Что значит "превратить черный ящик в прозрачный"?
- В чём состоит задача идентификация модели?
- Назовите три фактора, сильно тормозящих творческий процесс.
- Опишите алгоритм мозгового штурма.
- В чём заключается технология Делфи?
- Чем отличается морфологический анализ от мозгового штурма?
- Почему нереально создать универсальную теорию выбора?
- Как правильно решать многокритериальные задачи?
- Что такое "паретовское множество"?
- Каковы трудности выбора на основе парных сравнений?
- Каковы парадоксы голосования?
- Что значит "оценить риски" проекта?
- Какой вид управления называют "менеджмент"?
- Назовите причины (три), по которым участие стэйкхолдеров в системном анализе является необходимым.
- Почему следует добиваться добровольности участия стэйкхолдеров в анализе?
- Перечислите три условия, обеспечивающих добровольность участия.
=============================================
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1. «Построение модели "чёрный ящик"». «Построение модели "состав системы"»ЦЕЛЬ РАБОТЫ: освоить процесс построения моделей «Чёрный ящик» и «Состав системы».
3. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ.3.1. ПОСТРОЕНИЕ «МОДЕЛИ ЧЁРНЫЙ ЯЩИК».1.Изучите теоретическую часть данной
Лабораторной работы (см. 1.1. «Модель Чёрный ящик»).
2.По названию и назначению заданной в вашем варианте «Системы» определите её «Главную и дополнительные Цели».
3.В соответствии с назначением и «Целями Системы» определите существенные «Связи Системы» с «Объектами окружающей Среды».
4.Определите и опишите существенные «Входы» и «Выходы» «Системы».
5.Постройте «Графическую Модель Чёрный ящик» заданной «Системы».
6.Перечислите нежелательные «Входы» и «Выходы» «Системы».
7.Установите основные способы устранения возможных недостатков.
3.2. ПОСТРОЕНИЕ «МОДЕЛИ СОСТАВ СИСТЕМЫ».1.Изучите теоретическую часть данной
Лабораторной работы (см. 1.2. «Модель Состав Системы»).
2.По названию и назначению заданной «Системы» определите её «Главную Цель».
3.В соответствии с назначением и «Целью Системы» разбейте исследуемую «Систему» на «Подсистемы» и «Элементы».
4.Представьте исследуемую «Систему» в графическом виде или в виде таблицы.
4. ВАРИАНТЫ «СИСТЕМ» ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ:1)Процессор;
2)Материнская плата;
3)ПЭВМ;
4)Звуковая карта;
5)Видеокарта;
6)Монитор;
7)Фотоаппарат;
8)Автомобильная сигнализация;
9)Принтер;
10) Сканер.
6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.1.Дайте определение понятия «Модели» и «Модели Чёрный ящик».
2.Какая «Модель» называется познавательной, а какая прагматической?
3.Назовите основные трудности построения «Модели Чёрный ящик».
4.Назовите основные требования к построению «Моделей».
5.Какие «Свойства Системы» отображаются при моделировании?
6.Назовите принципиальное отличие динамической «Модели» от статической.
7.Дайте определение понятия «Модели Состава Системы».
8.Дайте определение «Подсистемы», «Системы» и её «Элемента».
9.В чём отличие «Модели Чёрный ящик» от «Модели Состава системы»?
10.Назовите основные трудности построения «Модели Состава Системы».
11.Назовите основные требования к построению «Моделей».
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2. «Построение модели "структура системы"». «Построение "Cтруктурной схемы системы"»ЦЕЛЬ РАБОТЫ: освоить процесс построения «Моделей Структура Системы» и «Структурная схема Системы».
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ.3.1. ПОСТРОЕНИЕ «МОДЕЛИ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ».1.Изучите теоретическую часть данной
Лабораторной работы.
2.По названию и назначению заданной «Системы» определите её «Главную Цель».
3.В соответствии с «Назначением и Целью Системы» разбейте исследуемую «Систему» попарно на основные «Элементы», которые состоят в «Отношениях» между собой.
4.Определите основные «Связи» между выделенными «Элементами».
5.Представьте исследуемую «Систему» в графическом виде или в виде таблицы.
3.2. ПОСТРОЕНИЕ «МОДЕЛИ СТРУКТУРНАЯ СХЕМА СИСТЕМЫ».1.Изучите теоретическую часть данной
Лабораторной работы.
2.По названию и назначению заданной «Системы» определите её «Интегративное Свойство».
3.В соответствии с «Интегративным свойством» исследуемой «Системы» определите «Компоненты» и «Связи Системы», в том числе с «Объектами окружающей среды».
4.Постройте «Структурную схему Системы».
4. ВАРИАНТЫ «СИСТЕМ» ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ:1)Процессор;
2)Материнская плата;
3)ПЭВМ;
4)Звуковая карта;
5)Видеокарта;
6)Монитор;
7)Фотоаппарат;
8)Автомобильная сигнализация;
9)Принтер;
10) Сканер.
6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.1.Дайте определение понятия «Модели» и «Модели Структура Системы».
2.Дайте определение «Связи Системы».
3.В чём различие между понятиями «Отношение» и «Свойство»?
4.Назовите основные трудности построения «Модели Структура Системы».
5.Дайте определение понятия «Структурной схемы Модели».
6.Назовите определение «Интегративного свойства Системы».
7.Назовите порядок построения «Структурной схемы Системы».
8.Назовите основные требования к построению «Моделей».
9.Приведите примеры построения «Структурной схемы Системы» в виде «Графа».
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 3. «Сведение многокритераильной задачи к однокритеральной»ЦЕЛЬ РАБОТЫ: освоить способ «Определения наилучшей альтернативы» «Сведение многокритериальной задачи к однокритериальной».
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ.1.Изучите теоретическую часть данной
Лабораторной работы.
2.Определите «Существенные Критерии» для оценки заданных «Альтернатив».
3.Определите величину и размерность коэффициентов.
4.Выберите необходимую функцию для определения «Суперкритерия».
5.Представьте «Суперкритерий» в виде математической зависимости.
4. ВАРИАНТЫ «СИСТЕМ» ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ:1)Процессор;
2)Материнская плата;
3)ПЭВМ;
4)Звуковая карта;
5)Видеокарта;
6)Монитор;
7)Фотоаппарат;
8)Автомобильная сигнализация;
9)Принтер;
10) Сканер.
6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.1.Дайте определение понятия «Выбор».
2.Назовите основные требования для определения коэффициентов.
3.Назовите достоинство и недостатки способа «Сведение многокритериальной задачи к однокритериальной».