Контрольная работа


Список вопросов:
  1. Поясните различия между понятиями "проблемная ситуация" и "проблема".
  2. Что значит "решить проблему"?
  3. Какие три способа воздействия на субъект без изменения реальности могут (при определенных условиях) привести к решению его проблемы? Каковы эти условия?
  4. Каково основное отличие субъекта от объекта?
  5. Как определить смысл оценки, выраженной неким субъектом?
  6. Почему при вмешательстве в реальность с целью решения проблемы приходится опираться на какую-то идеологию?
  7. Воспроизведите классификацию идеологий на три типа. Каково основное отличие между ними?
  8. Целью прикладного системного анализа является создание улучшающего вмешательства. Перечислите не менее трех причин, по которым в действительности это может не получиться.
  9. Помните ли вы четыре типа улучшающих вмешательств?
  10. Оптимальность обеспечивается только при совокупном соблюдении двух требований. Каковы эти требования?
  11. Каков важный результат прикладного системного анализа конкретной проблемы, кроме решения самой проблемы?
  12. Дайте определение понятиям “Проблема” и “Проблемная ситуация”.
  13. Дайте определение понятию “Оценка (чего-то субъектом)”.
  14. Дайте определение понятию “Решение проблемы”.
  15. Дайте определение понятиям “Вмешательство” и “Улучшающее вмешательство”.
  16. Дайте определение понятию “Прикладной системный анализ”.
  17. Дайте определение понятию “Оптимальность”.
  18. Дайте определение понятиям “Твердые проблемы” и "Мягкие проблемы".
  19. Что такое статические свойства систем? Перечислите четыре статических свойства.
  20. Как из открытости систем вытекает факт всеобщей взаимосвязанности в природе?
  21. Что называется "моделью черного ящика"? Назовите четыре рода ошибок, которые можно совершить при построении модели черного ящика.
  22. Что называется моделью состава системы? Каковы (три) трудности ее построения?
  23. При каких предположениях можно говорить о наличии частей у системы?
  24. Как определяется граница системы?
  25. Что называется моделью структуры системы? В чем трудности ее построения?
  26. Что такое динамические свойства систем? Перечислите их (все четыре).
  27. Поясните различие между ростом и развитием системы.
  28. Что мы называем синтетическими свойствами систем? Перечислите четыре таких свойства.
  29. Какое из статических свойств системы обеспечивает существование эмерджентных свойств системы?
  30. Что называется субъективной целью?
  31. Что понимается под объективной целью системы?
  32. Почему не любая субъективная цель достижима?
  33. Дайте определение понятию “Целостность системы”.
  34. Дайте определение понятию “Открытость системы”.
  35. Дайте определение понятию “Черный ящик”.
  36. Дайте определение понятию “Ошибка первого рода”.
  37. Дайте определение понятию “Ошибка второго рода”.
  38. Дайте определение понятию “Ошибка третьего рода”.
  39. Дайте определение понятию “Ошибка четвертого рода”.
  40. Дайте определение понятию “Модель состава системы”.
  41. Дайте определение понятию “Подсистема”.
  42. Дайте определение понятию “Элемент системы”.
  43. Дайте определение понятию “Модель структуры системы”.
  44. Дайте определение понятию “Функция системы”.
  45. Дайте определение понятию “Стимулируемость систем”.
  46. Дайте определение понятию “Функционирование”.
  47. Дайте определение понятиям “Рост” и “Спад”.
  48. Дайте определение понятиям “Развитие” и “Деградация”.
  49. Дайте определение понятию “Жизненный цикл”.
  50. Дайте определение понятию “Эмерджентность”.
  51. Дайте определение понятию “Ингерентность”.
  52. Дайте определение понятию “Цель субъективная”.
  53. Дайте определение понятию “Цель объективная”.
  54. Покажите, что познавательная и преобразовательная деятельности субъекта невозможны без моделирования.
  55. Опишите алгоритм анализа.
  56. Опишите алгоритм синтеза.
  57. Что такое абстрактная модель? Кроме языковых, какие еще примеры абстрактных моделей вы можете привести?
  58. Чем вызвано многообразие языков?
  59. Какова простейшая абстрактная модель разнообразия окружающей нас реальности?
  60. Чем отличаются искусственная и естественная классификации?
  61. Что называется реальной моделью? Приведите три типа реальных моделей (классификацию по происхождению подобия модели оригиналу).
  62. Чем отличается использование познавательных и прагматических моделей?
  63. Почему в любой модели есть, кроме истинного, и (обязательно и неизбежно) неистинное содержание?
  64. Какое качество модели называется адекватностью?
  65. Что является окружающей средой для модели?
  66. Дайте определение понятию “Модель”.
  67. Дайте определение понятию “Анализ”.
  68. Дайте определение понятию “Синтез”.
  69. Дайте определение понятию “Модель абстрактная”.
  70. Дайте определение понятию “Модель языковая”.
  71. Дайте определение понятию “Модель реальная”.
  72. Дайте определение понятию “Классификация (искусственная и естественная)”.
  73. Дайте определение понятию “Модели познавательные”.
  74. Дайте определение понятию “Модели прагматические”.
  75. Дайте определение понятию “Адекватность модели”
  76. Дайте определение понятию “Культура (субъекта, организации, нации – любой социальной системы)”.
  77. Какие пять составляющих обеспечивают выполнение процесса управления?
  78. Что называется простой системой? В чем причина простоты?
  79. Какую систему называют сложной? Какова причина сложности?
  80. Опишите алгоритм метода проб и ошибок. Какими особенностями он обладает?
  81. Чем отличается метод проб и ошибок от "метода тыка"?
  82. Перечислите, какие функции выполняет регулятор.
  83. В чем состоит управление по целям? При каких условиях применим этот тип управления?
  84. Что такое большая система? Каковы варианты управления ею?
  85. Почему необходимо документально зафиксировать проблему клиента?
  86. Почему не следует приступать к решению проблемы сразу после ее фиксации?
  87. Попробуйте сформулировать соображения, которые помогли бы вам сделать выбор между тем, нужно ли воздействовать на субъект или надо вмешиваться в саму проблемную ситуацию.
  88. Кто такие стейкхолдеры?
  89. С помощью каких вопросов можно определить, кто является стейкхолдером?
  90. Что называется проблемным месивом?
  91. Что является динамическим вариантом проблемного месива?
  92. Почему не следует решать проблему клиента в отрыве от проблемного месива?
  93. Как решаются трудности, возникающие при недоступности части стейкхолдеров?
  94. Что называется конфигуратором?
  95. Как можно определить конфигуратор отдельного стейкхолдера?
  96. Как работать с конфигураторами разных стейкхолдеров при проектировании улучшающего вмешательства?
  97. Почему для проектирования улучшающего вмешательства необходимо выявить цели стейкхолдеров?
  98. Перечислите основные причины расхождения между целями объявленными и истинными.
  99. Что такое дерево целей и как его можно построить?
  100. Определите сходства и различия между критериями и ограничениями.
  101. Что такое активный и пассивный эксперименты?
  102. Чем отличаются прямые и косвенные измерения? Как следует учитывать разницу между ними при обработке данных эксперимента?
  103. Почему не следует всегда одинаково обрабатывать данные, относящиеся к разным измерительным шкалам?
  104. Какова разница между качественными и количественными моделями?
  105. Что значит "превратить черный ящик в прозрачный"?
  106. В чём состоит задача идентификация модели?
  107. Назовите три фактора, сильно тормозящих творческий процесс.
  108. Опишите алгоритм мозгового штурма.
  109. В чём заключается технология Делфи?
  110. Чем отличается морфологический анализ от мозгового штурма?
  111. Почему нереально создать универсальную теорию выбора?
  112. Как правильно решать многокритериальные задачи?
  113. Что такое "паретовское множество"?
  114. Каковы трудности выбора на основе парных сравнений?
  115. Каковы парадоксы голосования?
  116. Что значит "оценить риски" проекта?
  117. Какой вид управления называют "менеджмент"?
  118. Назовите причины (три), по которым участие стэйкхолдеров в системном анализе является необходимым.
  119. Почему следует добиваться добровольности участия стэйкхолдеров в анализе?
  120. Перечислите три условия, обеспечивающих добровольность участия.

=============================================

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1. «Построение модели "чёрный ящик"». «Построение модели "состав системы"»
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: освоить процесс построения моделей «Чёрный ящик» и «Состав системы».

3. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ.
3.1. ПОСТРОЕНИЕ «МОДЕЛИ ЧЁРНЫЙ ЯЩИК».
1.Изучите теоретическую часть данной Лабораторной работы (см. 1.1. «Модель Чёрный ящик»).
2.По названию и назначению заданной в вашем варианте «Системы» определите её «Главную и дополнительные Цели».
3.В соответствии с назначением и «Целями Системы» определите существенные «Связи Системы» с «Объектами окружающей Среды».
4.Определите и опишите существенные «Входы» и «Выходы» «Системы».
5.Постройте «Графическую Модель Чёрный ящик» заданной «Системы».
6.Перечислите нежелательные «Входы» и «Выходы» «Системы».
7.Установите основные способы устранения возможных недостатков.
3.2. ПОСТРОЕНИЕ «МОДЕЛИ СОСТАВ СИСТЕМЫ».
1.Изучите теоретическую часть данной Лабораторной работы (см. 1.2. «Модель Состав Системы»).
2.По названию и назначению заданной «Системы» определите её «Главную Цель».
3.В соответствии с назначением и «Целью Системы» разбейте исследуемую «Систему» на «Подсистемы» и «Элементы».
4.Представьте исследуемую «Систему» в графическом виде или в виде таблицы.
4. ВАРИАНТЫ «СИСТЕМ» ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ:
1)Процессор;
2)Материнская плата;
3)ПЭВМ;
4)Звуковая карта;
5)Видеокарта;
6)Монитор;
7)Фотоаппарат;
8)Автомобильная сигнализация;
9)Принтер;
10) Сканер.

6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.
1.Дайте определение понятия «Модели» и «Модели Чёрный ящик».
2.Какая «Модель» называется познавательной, а какая прагматической?
3.Назовите основные трудности построения «Модели Чёрный ящик».
4.Назовите основные требования к построению «Моделей».
5.Какие «Свойства Системы» отображаются при моделировании?
6.Назовите принципиальное отличие динамической «Модели» от статической.
7.Дайте определение понятия «Модели Состава Системы».
8.Дайте определение «Подсистемы», «Системы» и её «Элемента».
9.В чём отличие «Модели Чёрный ящик» от «Модели Состава системы»?
10.Назовите основные трудности построения «Модели Состава Системы».
11.Назовите основные требования к построению «Моделей».

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2. «Построение модели "структура системы"». «Построение "Cтруктурной схемы системы"»
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: освоить процесс построения «Моделей Структура Системы» и «Структурная схема Системы».

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ.
3.1. ПОСТРОЕНИЕ «МОДЕЛИ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ».
1.Изучите теоретическую часть данной Лабораторной работы.
2.По названию и назначению заданной «Системы» определите её «Главную Цель».
3.В соответствии с «Назначением и Целью Системы» разбейте исследуемую «Систему» попарно на основные «Элементы», которые состоят в «Отношениях» между собой.
4.Определите основные «Связи» между выделенными «Элементами».
5.Представьте исследуемую «Систему» в графическом виде или в виде таблицы.
3.2. ПОСТРОЕНИЕ «МОДЕЛИ СТРУКТУРНАЯ СХЕМА СИСТЕМЫ».
1.Изучите теоретическую часть данной Лабораторной работы.
2.По названию и назначению заданной «Системы» определите её «Интегративное Свойство».
3.В соответствии с «Интегративным свойством» исследуемой «Системы» определите «Компоненты» и «Связи Системы», в том числе с «Объектами окружающей среды».
4.Постройте «Структурную схему Системы».
4. ВАРИАНТЫ «СИСТЕМ» ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ:
1)Процессор;
2)Материнская плата;
3)ПЭВМ;
4)Звуковая карта;
5)Видеокарта;
6)Монитор;
7)Фотоаппарат;
8)Автомобильная сигнализация;
9)Принтер;
10) Сканер.

6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.
1.Дайте определение понятия «Модели» и «Модели Структура Системы».
2.Дайте определение «Связи Системы».
3.В чём различие между понятиями «Отношение» и «Свойство»?
4.Назовите основные трудности построения «Модели Структура Системы».
5.Дайте определение понятия «Структурной схемы Модели».
6.Назовите определение «Интегративного свойства Системы».
7.Назовите порядок построения «Структурной схемы Системы».
8.Назовите основные требования к построению «Моделей».
9.Приведите примеры построения «Структурной схемы Системы» в виде «Графа».

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 3. «Сведение многокритераильной задачи к однокритеральной»
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: освоить способ «Определения наилучшей альтернативы» «Сведение многокритериальной задачи к однокритериальной».

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ.
1.Изучите теоретическую часть данной Лабораторной работы.
2.Определите «Существенные Критерии» для оценки заданных «Альтернатив».
3.Определите величину и размерность коэффициентов.
4.Выберите необходимую функцию для определения «Суперкритерия».
5.Представьте «Суперкритерий» в виде математической зависимости.
4. ВАРИАНТЫ «СИСТЕМ» ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЫ:
1)Процессор;
2)Материнская плата;
3)ПЭВМ;
4)Звуковая карта;
5)Видеокарта;
6)Монитор;
7)Фотоаппарат;
8)Автомобильная сигнализация;
9)Принтер;
10) Сканер.

6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ.
1.Дайте определение понятия «Выбор».
2.Назовите основные требования для определения коэффициентов.
3.Назовите достоинство и недостатки способа «Сведение многокритериальной задачи к однокритериальной».
Обсудим вашу работу?
При заказе дарим онлайн-тест!
Заполните форму
и мы свяжемся с вами за 2 часа