Контрольная работа
Цель работы:
1. Исследовать методы обнаружения опасностей, освоить методику таксономию опасности.
2. Выполнить анализ опасности и возможности внешней среды и системного анализа опасностей производственной среды.
Общие понятия.
Задание 1. Исследование и анализ опасности внешней среды. Системный анализа опасностей производственной среды.
1. Заполнить (правую часть) таблицы 1 источников, процессов и условий внешней среды, создающих опасности (таблица 2).
2. Ответить на контрольные вопросы.
Примечание. Задание не имеет вариантов, поэтому при его выполнении необходимо руководствовать принципом практического опыта.
При затруднениях в выполнении необходимо ещё раз внимательно прочитать учебник «Ноксология».
На начальном этапе исследования необходимо осуществить предварительное выявление элементов и событий, которые ведут к опасным ситуациям.
Для технической (техногенной) системы риск связан с бесконтрольным освобождением энергии или токсических веществ. Обычно одни отделения предприятия представляют большую опасность, чем другие, поэтому в самом начале анализа следует разбить предприятие (систему) на подсистемы, для того чтобы выявить такие его производственные участки или компоненты, которые являются наиболее вероятным источником опасности.
На этом этапе следует:
1 – Выявить источники опасности (возможны ли утечки ядовитых веществ, взрывы, пожары и т. п.);
2 – Определить компоненты системы, которые могут вызвать эти опасные состояния (химические реакторы, ёмкости и хранилища, энергетические установки и т. п.);
3 – Ввести ограничения на анализ. Например, нужно решить, будет ли анализ включать детальное изучение риска в результате саботажа, диверсий, войны, ошибок людей, поражения молнией, землетрясения и т. д.
В таблице 1,2 приведены источники, процессы и условия, создающие опасности.
Заполнить таблицу источников опасных факторов (таб.1), процессов и условий (таб.2) создающих опасности.
Задание1/1
Таблица 1- Источники, создающие опасности.
Задание1/2 Таблица 2- Процессы и условия, создающие опасности.
Процессы и условия
1.Разгон
2. Загрязнения
4. Коррозия
5. Химическая диссоциация
6. Электрический ток:
поражение током
ожог
непредусмотренные включения
отказы источника питания
электромагнитные излучения
7. Взрывы
8. Пожары
9. Нагрев и охлаждение:
высокая температура
низкая температура
изменение температуры
10. Утечки
11. Влага:
высокая влажность
низкая влажность
12. Окисление
13. Давление:
высокое
низкое
быстро изменяющееся
14. Радиация:
термическая
электромагнитная
ионизирующая
ультрафиолетовое излучение
15. Химическое замещение
16. Механические удары
=============================================
Контрольные вопросы по работе № 1.
1. Естественные, техногенные и антропогенные опасности.
2. Опасность, условия ее возникновения и реализации. .
3. Повседневные естественные опасности.
4. Критерии допустимой опасности энергетических потоков.
5. Концепция приемлемого риска.
6. Идентификация опасностей техногенных источников.
7. Идентификация выбросов в атмосферный воздух.
8. Источники опасности.
9. Процессы, создающие опасности.
10. Классификация опасностей
Задание 2. По данным варианта задания (вариант задания соответствует последней цифре шифра) выбрать соответствующий потенциально-опасный объект (ПОО), который соответствует:
1. ХОО -Химически опасный объект
2. ВПОО – Взрыво-пожаро опасный объект
3. ГТС – Гидротехническое сооружение
4. БОО – Биологически опасный объект
5. ОПО – Опасный производственный объект
6. ПОО – потенциально опасный объект
7. РОО – радиационно опасный объект
8. Транспорт – все виды транспорта: авто, авиа, ж/д, морской ….и т.д.
9. ХОО -Химически опасный объект
10. ГТС – Гидротехническое сооружение
Ознакомиться с характеристиками, особенностями данного объекта экономики, технологическими процессами и производства.
Задача 2.1 Тип производственного объекта Изучить особенности возникновения опасностей на данном производстве/отрасли (по варианту задания).
Из пункта 2 выбрать методы обнаружения опасностей (например 1 – инженерный)
Используя изученные методы обнаружения опасностей для данного варианта, предложить и обосновать положительные стороны и недостатки данного метода.
Задача 2.3 Таксономия опасностей по виду энергетического носителя.
Используя знания по таксономии опасностей (по виду энергетического носителя) выбрать для своего варианта (например: д – химические) данные и составить список таксономии
Вид энергетического носителя:
а) механические - характеризуются кинетической и потенциальной энергией и механическим влиянием на объекты воздействия; к ним относятся: кинетическая энергия движущихся и вращающихся элементов, потенциальная энергия тел (в том числе людей, находящихся на высоте), шумы (ультразвук, инфразвук), вибрация, ускорения, гравитационная тяжесть, статическая нагрузка, дым, туман, ударная волна и др.;
б) термические - характеризуются тепловой энергией и аномальной температурой; к ним относятся: температура нагретых или охлажденных поверхностей, открытого огня, пожара, химических реакций и др. источников; сюда относятся и параметры микроклимата, нарушающие терморегуляцию организма;
в) электрические - электрический ток, статическое электричество, ионизирующие излучения, электрическое поле, аномальная ионизация воздуха;
г) электромагнитные - освещенность, ультрафиолетовая и инфракрасная радиация, электромагнитные излучения, магнитное поле;
д) химические - едкие, ядовитые, огне- и взрывоопасные вещества, а также нарушение естественного газового состава воздуха, наличие вредных примесей в воздухе.
Задача 2.4 Квантификация опасностей. Используя признаки классификации опасностей (по варианту задания), а также вид (класс), численные, балльные и другие приемы (табл.4) предложить варианты квантификации для опасного объекта из варианта задания.
Контрольные вопросы
1. Источники, виды и классификация опасностей.
2. Естественные, техногенные и антропогенные опасности.
3. Повседневные естественные опасности.
4. Техногенные опасности.
5. Постоянные локально-действующие опасности.
6. Принципы нормирования опасностей.
7. Полное исключение воздействия опасности.
8. Поле опасностей.
9. Качественная классификация (таксономия) опасностей.
10. Количественная оценка и нормирование опасностей.
=============================================
Лабораторная работа № 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА И СТРУКТУРЫ ПОРАЖЁННЫХ СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ, ПОДВЕРГШЕГОСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ АВАРИЙНО- ОПАСНЫХ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ
Цель: Определение количества и структуры поражённых среди населения, подвергшегося воздействию аварийно- опасных химических веществ
1. Задание и порядок выполненияЗадание. Выполнить расчет по варианту задания . Ответить на контрольные вопросы.
При аварии (разрушении) емкостей с аварийно-опасными химическими веществами (АХОВ) оценка производится по фактически сложившийся обстановке, т.е. берутся реальные количества вылившегося (выброшенного) ядовитого вещества и метеоусловия (исходные данные к задаче даны в таблице 1).
Таблица 1 - исходные данные к задаче
Контрольные вопросы.
1. Исходными данными для прогнозирования масштабов заражения АХОВ
2. заблаговременном прогнозировании масштабов заражения
3. Химически опасный объект народного хозяйства
4. Зона заражения АХОВ
5. разрушением химически опасного объекта
6. Первичное облако - облако АХОВ
7. Пороговая токсодоза
8. коэффициент, учитывающий влияние температуры воздуха
9. глубины зоны заражения при аварии на химически опасном объекте
10. Полная глубина зоны заражения
11. Метеоусловия
Лабораторная работа № 2. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДИКИ КОЛИЧЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА ОПАСНОСТЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Цель и задачи: Исследование методики количественного анализа опасностей технических систем
Учебные вопросы.
1.Общие сведения об опасностях.
Основные понятия используемые при построении дерева отказов.
2. Символика используемая при построении.
3. Правило построения дерева отказов.
4. Этапы построения дерева отказов.
5. Вычисление вероятности головных событий.
Задание:
1. Используя методы анализа, этапы построения дерева отказов, правила построения дерева отказов. символику построения – построить «Дерево отказов» для нарушение условий теплоснабжения во время отопительного сезона.
Методы анализа, этапы построения дерева отказов, правила построения дерева отказов представлены ниже в основных теоретических сведениях.
2. Ответить на контрольные вопросы
Контрольные вопросы
1. Качественные методы анализа риска
2. Анализ опасностей.
3. Как идентифицировать в основном источники опасностей.
4. Особенности Предварительного анализ опасностей.
5. Анализ последствий отказов.
6. Анализ опасностей с помощью дерева причин.
7. Анализ опасностей с помощью дерева последствий.
8. Анализ опасностей методом потенциальных отклонений.
9. Анализ ошибок персонала.
10. Причинно – следственный анализ.
Лабораторная работа № 3. ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ КРУПНЫХ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ
Цель занятия:
1.Освоить методику оценки последствий крупных лесных пожаров (ЛП)
Задание и порядок выполнения работы
1. Определить:
- скорость распространения фронта, флангов и тыла ЛП;
- площадь и периметр ЛП;.
- состояние леса в результате лесопожарной опасности.
2. Ответить на контрольные вопросы.
Задание
1.Изучить общие сведения о лесных пожарах.
2. Изучить «Методику прогнозирования ЛП».
3. Выполнить оценку пожарной опасности погодных условий в лесах Западной или Восточной Сибири используется комплексный показатель K( K=∑(T0-т)T0), который учитывает основные факторы, влияющие на пожарную опасность лесных горючих материалов.
В качестве исходной ситуации для анализа рекомендуется использовать параметры ЛП, который произошел в Вашей области в летний пожароопасный период.:
В этом случае Т0 – температура воздуха в 12 ч по местному времени; т – точка росы в12 ч (дефицит влажности); n- число дней после последнего дождя.
4. Выполнить оценку последствий крупных лесных пожаров используя анализ параметров конкретного пожара, Ваши теоретические данные и практические расчеты.
5. Ответить на контрольные вопросы по теме.
Контрольные вопросы
1. Виды низовых лесных пожаров.
2. Что называют характером лесного массива.
3. Развитие низовых пожаров.
4. Фронт низового пожара.
5. Пожары на вырубках.
6. Скорость распространения фронта ЛП.
7. Скорость распространения пожара на равнине в безветренную погоду.
8. Верховой пожар.
9. Основные горючие материалы на фронте пожара.
10. Беглые верховые пожары.
11. Устойчивый верховой пожар.
12. Пожарная опасность погодных условий.
13. Типы лесных массивов.
14. Почему ночью пожар развивается медленнее.