Контрольная работа
2 Задание на контрольную работу
1. Обследование предметной области
Цель: приобретение навыков применения подхода обследования предметной области для перечисления функциональной части информационной системы.
Задание.
1. Провести детальный анализ работы заданного объекта информатизации (приложение А) и описать процесс его функционирования.
2. Выделить функциональные подсистемы в рамках заданного объекта информатизации. Выполнить декомпозицию бизнес-процесса на задачи и подзадачи.
3. Выделить материальные и информационные потоки, имеющие место на исследуемом объекте. Разработать структурную схему объекта информатизации и его взаимодействия с внешней средой (рынком).
4. Перечислить функции управления в рамках выделенных функциональных подсистем. Классифицировать перечисленные функции управления на автоматизированные и неавтоматизированные. Определить частоту решения задач.
В разделе 1 отчета представить:
тему, цель и задание;
название объекта информатизации;
описание функционирования объекта информатизации;
структурную схему объекта информатизации и его взаимодействия с внешней средой.
диаграмму (дерево) декомпозиции бизнес-процесса;
функциональный состав ИС;
выводы.
2. Постановка задачи на создание ИСУТП
Цель: освоение методики постановки задачи на создание информационной системы и приобретение навыков применения для этого методов и способов проектирования ИС.
Задание.
На основе результатов выполнения задания из раздела 1, а также учитывая результаты анализа существующих подобных информационных технологий, выполнить такие задания:
1. Определить цели создания ИС.
2. Выделить и описать входные документы.
3. Изучить массив входной нормативно-справочной (условно-постоянной) информации, определить источники сведений и состав соответствующих справочников.
4. Изучить массив входной оперативной (текущей) информации: структурировать его по ключевым сущностям с указанием всех атрибутов, определить источники сведений, частоту их поступления либо обновления.
5. Выделить и описать выходные документы в заданной предметной области (реквизиты, частота и условия формирования).
6. Составить блок-схему документооборота
7. Выполнить краткое описание автоматизированных функций ИС.
8. Определить количество (не менее двух) автоматизированных рабочих мест (АРМ), задействованных в функционировании ИС, и составить функционально-структурную схему ИС.
9. Разработать укрупненную блок-схему алгоритма функционирования ИС.
Для пунктов 2 и 5 перечислить и охарактеризовать реквизиты, привести макеты документов.
В разделе 2 отчета представить:
тему, цель и задание;
название объекта информатизации;
цели создания ИС;
структуру входной и выходной информации;
описание и макеты входных и выходных документов;
схему документооборота;
перечень автоматизированных функций ИС с кратким описанием;
функционально-структурную схему ИС с кратким описанием АРМ;
укрупненную блок-схему алгоритма функционирования ИС.
3. Разработка информационной базы ИСУТП
Цель: изучение программных средств для разработки моделей информационной базы ИС, проработка методов нормализации отношений в БД, приобретение навыков применения инструментальных средств SQL Server для создания и модификации реляционной базы данных ИС.
Задание
1. На основе анализа предметной области произвести идентификацию сущностей информационной базы ИС и связей между ними.
Как правило, документ с обычным "бумажными" таблицами разбивается по принципу: одна "бумажная" таблица — одна сущность. Соответственно, каждому входному документу, выделенному при выполнении раздела 2 контрольной работы, поставить в соответствие одну сущность или (в результате нормализации) структуру связанных сущностей. Количество сущностей в модели зависит от предметной области.
2. Имена, атрибуты и назначение сущностей привести в таблице 3.1 с группировкой на справочные и оперативные:
Сущности в таблице 3.1 разделить на оперативные и справочные. При разработке модели определить сущности, их первичные и внешние ключи и атрибуты, а также связи между сущностями. Цель логического моделирования — это таблицы в нормальных формах высшего, минимум, третьего (НФ3) порядка.
3. При помощи CASE-средства ERWin разработать ER-диаграмму логической модели данных.
4. Средствами ERWin выполнить генерацию SQL-кода для создания реляционной базы данных ИС (код представить в отчете, шрифт Courier New, размер 10 пт, междустрочный интервал: 1,0)
5. В среде SQL Server Management Studio выполнить сгенерированный при выполнении п.4 SQL-код.
6. Доработать структуру БД с учетом возможной нормализации отношений, а также доработать структуру таблиц с учетом ограничений на значения полей. Сформировать ER-диаграмму физической модели данных.
7. Выполнить описание таблиц физической модели в формате таблицы 3.2. Краткое описание таблиц свести в таблицу 3.3. Описание связей в БД и условия целостности данных привести в виде табл. 3.4.
4. Создание визуального интерфейса ИСУТП
Цель: приобретение навыков применения инструментальных средств разработки программного обеспечения для разработки интерфейсной части информационной системы.
Задание.
1. Выбрать инструментальное средство для разработки программного обеспечения ИС.
2. Разработать программное приложение ИС, осуществляющее взаимодействие с базой данных, разработанной в разделе 3. Предусмотреть следующую структуру пользовательского меню:
«Данные» – ввод оперативных данных;
«Справочники» – ввод нормативно-справочных данных
«Отчеты» – формирование и вывод выходных документов в виде отчетов;
«О программе» – выдача справки и данных о приложении и разработчиках;
«Выход» – выход из приложения.
3. Выполнить описание разработанных компонентов программного приложения в виде таблицы 4.1. Представить экранные формы типичных экземпляров форм и отчетов приложения.
Таблица 4.1 Перечень разработанных компонентов приложения
№ пп Имя компонента Описание
4. Разработать структурную схему приложения, выражающую взаимодействие его компонентов в процессе функционирования приложения. В примере на рис. 4.1 показана древовидная структура, корнем которой является главная форма с тремя пунктами меню, каждый из которых запускает одну из трех основных форм приложения. Формы показаны в связке со своим программным модулем. Формы, связанные с источником данных, показаны на схеме в связке с источниками (блок «Данные» – параллелограмм). То же относится и к отчетам, которые показаны на схеме блоком «Документ».
Варианты индивидуальных заданий- Ювелирный магазин: названия изделий, комитенты (кто сдал изделия на комиссию), журнал сдачи изделий на продажу, журнал покупки изделий.
- Кондитерский магазин: виды конфет, поставщики, торговые точки, журнал поступления и отпуска товара.
- Парикмахерская: клиенты, прайс услуг, сотрудники, кассовый журнал.
- Склад: поставщики товара, список товара, получатели товара, кладовщики.
- Оплата услуг на дачных участках: виды услуг, список владельцев, сотрудники управления, журнал регистрации оплат.
- Гостиница: проживающие, сотрудники гостиницы, номера, журнал регистрации проживающих.
- Книжный магазин: авторы, книги, продавцы, покупатели, регистрация продаж.
- Аптечный киоск: номенклатура лекарств, работники аптеки, покупатели, журнал регистрации продаж.
- Столовая: продукты, блюда, меню, журнал заказов
- Фотомастерская: заказчики работ, прайс работ, журнал поступления заказов, исполнители.
- Холдинг: список регионов, список предприятий, список показателей, журнал учета отчетных данных.
- Фонды предприятия: список основных средств, список категорий основных средств, список материально ответственных лиц, журнал учета состояния основных средств.
- Фирма по обслуживанию населения: список заказчиков, список товаров, список разносчиков, журнал заказов.
- Экономическая база данных: список регионов, список показателей, список отраслей, отчетные статистические данные.
- Отдел кадров: список сотрудников, штатное расписание, список отделов, журнал перемещения сотрудников по службе.
- Делопроизводство: список видов документов, карточка документа, список исполнителей, список департаментов
- Начисление налогов в бюджет: виды налогов, список отраслей, список предприятий, журнал учета поступления налогов.
- Ремонтная мастерская электронного оборудования: список работ, список мастеров, список запасных частей, журнал учета выполненных работ, список поступившего оборудования.
- Магазин по продаже автомобилей: список фирм производителей, список автомобилей, журнал поступления автомобиля, список водителя пригнавшего машину.
- Туристические агентства: список туров, список стран, список клиентов, журнал регистрации продаж туров.
- Продажа билетов на рейсы: список рейсов, прайс билетов, список компаний, журнал продаж билетов.
- Продажа пиломатериалов: виды пиломатериалов, регионы поставщики, список заказчиков, журнал учета продаж пиломатериалов.
- Склад металлоконструкций: прайс товара металлоконструкций, список поставщиков, список продавцов, журнал учета продаж.
- Реализация ГСМ: Сведения о АЗС, прайс нефтепродуктов, список поставщиков, журнал поставок, журнал учета реализации.
- Обменный пункт: сотрудники пункта, виды валют, курсы валют, операции обмена.