Основы режиссуры и операторское искусство

Курсовая работа


Цель работы: Монтаж видеоролика и цветокоррекция по ключам.

Задание. Выполнить видеомонтаж своего ролика на свободную тему. Исходные видео возможно снять самостоятельно или скачать с видеостоков (например, pixabay.com). В ролике привести видео к одной тональности с помощью цветокоррекции по ключам. Можно воспользоваться диаграммами цветов

Теоретические сведения

Перемещаем видео в программу.
Желательно проверять конечные кадры на полноценном экране. Горячая клавиша для картинки на полный экран - Ctrl+F.
В режиме Color переходим в раздел Primaries, чтоб сделать небольшую цветокоррекцию. Сохраняем заготовку нажатием на Grab Still по видео. И создать ещё одну заготовку, отличив немного от предыдущей.
Переключаемся на другое видео, на котором ещё не было цветокоррекции, и применяем созданную заготовку. Есть возможность вывести их параллельно 2 способами: нажать на видео ПКМ и выбрать Show Reference Wipe или же горячей клавишей Ctrl+W, которая включает/выключает переходы. Эти видео могут по-разному выводится, благодаря верхним кнопкам над видео (рис. 1).

Рис. 1 - Параллельный вывод картинок


Есть возможность сделать наложение горизонтально, вертикально, диагонально, полупрозрачной области, по альфа каналу, наложение друг на друга, картинку в картинке, полосками, как жалюзи, и квадратиками. ЛКМ зажать на границе, чтоб её сместить.
Снова нажимаем Ctrl+W, чтоб отключить переход.
Для анимирования яркости или контрастности имеется возможность их редактировать с помощью KeyFrames в нижней правой панели программы
, которые отвечают за вывод временной шкалы.
Желательно создать новую ноду(Alt+S). При создании новой ноды задаются соответственные порядку создания корректоры в KeyFrames. Перед названием корректора имеется значок ромба, обозначающий анимацию, который надо включить и что поможет нам работать в дальнейшем.
В видео найти кадры, где происходит перемещение или изменение света. Для начала анимации крутим одно из цветовых колес, чтоб зафиксировать ключ, и потом сделать сброс этих значений
.
Смещаемся дальше и делаем нужные нам изменения. После этого смотрим корректную и плавную работу. Такие эффекты должны не сильно выделяться, если нет такой задумки.
По умолчанию создаётся линейная анимация, которую также можно сделать плавно, чтоб не сильно картинка выбивалась в глаза. Выделить ключ, нажав ЛКМ, и нажать ПКМ, чтоб выбрать Change Dinamic Attributes. И появляется плавность анимации - график, где имеются левая точка - начало и правая - конец, и ползунки, которые изменяют плавность у конца и начала. В зависимости резкости графика будет зависеть скорость применения эффекта. Ноды с настроенными ключами будут обозначаться ромбом(рис. 2).

Рис. 2 - Создание ключей

Важно, чтоб этот значок появлялся там, где надо. Нередко создаётся ключ не на той дорожке или коррекция могла остаться на другой ноде.
Далее создадим подсветку, мигание света. Используется она обычно в боевиках, как перегоревшая лампа, а в пейзажных работах, как блики солнца.
Переключаемся на видео, где есть яркое пятно. Напротив корректора ставим ключ и встаём на любом кадре. Опять же крутим любой из цветовых кругов и сбрасываем его. Стрелкой вправо отступаем несколько кадров и делаем Offset чуть ярче (до 40), ещё сдвигаемся вправо и затемняем Offset (до 10) и так повторяем ещё пару раз.
Таким образом создаётся серия из бликов. Если получилось слишком резко, то ключи чуть подрастянуть. Настраиваем ключи под свою картинку (рис. 3).

Рис. 3 - Блик солнца

Следующим делом будем рассматривать создание выхода из чёрного цвета.
В режиме Edit можем воспользоваться ползунками для затемнения, что находятся в начале и конце ролика и которые сдвигаем к центру. Проблема в том, что они полностью затемняют картинку тёмной и также равномерно её делают светлой. Если говорить про диафрагму камеры, то в начале высветляются более светлые участки, верхний диапазон и потом подтягивается средние и тёмные участки.
Создаём новую ноду для затемнения. И выкручиваем в минус (до 100, а то и больше) Offset, чтоб вся картинка стала чёрной (рис. 4). Включаем корректор и смещаемся на 1-1,5 сек, ставим базовое значение или делаем сброс.

Рис. 4 - Затемнение для выхода из чёрного цвета

Переключаемся на видео, где есть несколько стиллов. Нажимаем на сетку над воспроизведением видео
. Появляется возможность вывода сразу несколько версий Still.
Режим Neighbor Clips позволит соединённые клипы совместить на одном видео(рис. 5). Режим Version and Original проявит на экран исходное изображение и все его версии(сохранённые Still).

Рис. 5 - Совмещение всех клипов


Чаще используют режим Selected Clips, в котором воспроизводятся выбранные клипы через Shift или Ctrl.
Select Still Grades позволяет выбрать стиллы из списка слева и смотреть воздействие данных сохранений на изображение.
Аналогичный с предыдущим есть режим Selected LUTs, в котором выбираются готовые цветокоррекции. Также через Shift или Ctrl можно выбрать несколько и переключаться между клипами.
Чем сложнее стиллы, тем больше нагрузка на систему, которая может затормаживать работу программы.
Благодаря этим режимам, сразу можно оценить, как идёт изменение изображения при разной цветокоррекции и различить воздействия: светлые и тёмные участки, общий контраст.
=============================================

Лабораторная работа №1

Цель работы: Создать тепло-холодное изображение с настроением. Теоретические сведения Для сохранения Still'а нужно нажать правой кнопкой мыши по видео и выбрать пункт Grab Still Обнулить последние варианты цветокоррекции можно будет кликнув по первой ноде правой кнопкой мыши Reset Node Grade.

1 Вариант
Рабочая зона после обнуления (рис. 1). Рис. 1 - Рабочая зона программы Применяем LUT Arri слева сверху, можно сделать, кликнув правой кнопкой мыши по ноде. Выбираем Arri Alexa LogC(рис. 2). Рис. 2 - LUT Arri Alexa LogC Следующим образом будем делать маску теплых элементов. Создается следующая нода(ALT+S), выбираем пипеткойлицо,включаем режим маски(SHIFT+H). Выделяем так, чтоб остальныеучасткибыли видимы по минимуму. С помощью ползунков настраиваемэто. BlurRadius увеличиваем (40-50), чтоб все пустоты исчезли и коррекцияимелаплавный переход(рис. 3). Рис. 3 - Режим пипетки Убираем маску(SHIFT+H). Немного сбрасываем Hue(до 48.40), чтобнебыло розового оттенка. Поднимаем на 0,01 гамму в сторонукрасно-оранжевого. Создается следующая нода (ALT+S). Выбираем следующийцветудругого элемента (куртку) теми же действиями, что и лицо. ВQuilifierотключаем Saturation. Переходим в маску и берем инструмент перо. Так каквидеоподпрыгивает, лучше захват начинать чуть ниже, чтоб маски хватилонавсюдлину. Обводим вместе со шляпой и делаем небольшое полесверху.Замыкаем область выделения и подправляем в нужных местах. Переходим на пипетку(Quilifier) и повышаем Blur Radius (120), чтоббыло ещё плавнее. Можно сделать небольшой софт в режиме маски, вSoft1поставить значение 6.10, чтоб плавно смешивались цвета и былинезаметныошибки в маске(рис. 4). Рис. 4 - Маска с размытием Выполняется трекинг, чтоб все корректно прошло. Переходимнатрекинг и запускаем его. Создаем инвертированную маску(ALT+O). Немного уменьшаемгаммуближе к голубоватому оттенку в Quilifier. Возвращаемся на первую ноду в инструмент Camera Raw, нажимаем(...)и Reset, возвращаем Color Space - CameraRGB и GammaCurve - REDlogFilm.Цветовую температуру(Color Temp) чуть понизим до 4600-4700. Такимобразом картинка целиком будет иметь холодный оттенок. Создаем чистую новую ноду(ALT+S). С помощьюлутовзададимпленочный вид. Чтобы сделать трансформацию, выбираемв верхнейпанели(Open FX) Color Space Transform(рис. 5) и перемещаем на последнююмоду. Рис. 5 - Трансформация Color Space TransformДелаем с помощью этой функции конвертацию цвета, выбираемOutputColor Space - ARRI Alexa, Output Gama - ARRI LogC. Контрастсильноснизился из-за перевода цвета. Переходим в новую ноду(Alt+S), выбираем LUTs - Filmlooksпредпоследний кодак 2383 D60, дважды нажимаем и применяемна картинку.Появляется легкий провал в тенях, чтобы этого избежать надосделатьноду (SHIFT+S) перед этим. Теневая часть повышается с общимOffset до29-30 и Lift на 0.4(рис. 6). Рис. 6 - Цветовые колеса(Primaries) При такой коррекции надо не только показать деталивтенях, нособлюсти баланс, чтобы внимание было на главном объекте. Чтобы чуть пригасить яркие блики и чтоб светлые участкиневыбивались из общей картины.,чуть уменьшаем на 0.01 Gamma ина0,1Gain.Повысим контраст(Sat) до 60 и чуть убавить контраст для визуальномягкойкартинки. Перед первой нодой создаем новую (SHIFT+S), вкоторойкомпенисруем то, что стоит сзади главного героя. Заходимвмаски,переходим в режим просмотра маски (SHIFT+H) и выбираемпоследнийвариант(градиент) в списке. Вытягиваем градиент (рис. 7) чутьзаспинучеловека на плече, куртка и шляпа чуть видны. Переходим в колеса(Primaries),увеличиваем Offset до 30-32, Gain на 0,3, и уменьшим Gamma на 0,02. Чтобыпосмотреть изменения, можно отключить/включить текущуюноду(CTRL+D).желательно, чтобы форма героя соотношения объекту фона соблюдаласьисилуэт героя более очевидным стал. Рис. 7 - Градиентная маска Создаем отдельно обработку куртки, новую ноду (SHIFT+S) всамомначале. В разделе маски используем инструмент перо, чтоб выделитьтолькокуртку, избегая двери. Трекером привязываем маску к нашемуперсонажу.Переходим в Primaries, Gain уменьшаем на 0,02, Lift увеличиваемна0,02,чтоб теневая часть чуть выступила. Чтоб убрать маску, под видео находится кнопка и выбираемOff. Переходим на последнюю ноду и создаем новую(ALT+S), длядругогоучастка. Чтоб было в тенях насыщенней, уменьшаем Lift на 0,02. Получится довольно депрессивно-мрачный дождь.

=============================================

2 Вариант
Оставляем только 3 ноду, а остальные удаляются. Правойкнопкоймыши Reset Node Grade обнуляем ноду. Переходим в Camera Raw, нажимаем(...) и Reset, возвращаем Color Space - CameraRGB и GammaCurve- REDlogFilm. В LUTs - Film looks выбираем предпоследний кодак 2383D60, чтобвосстановил цвет. Чтоб картинка стала посветлей, в Camera Raw поставить значениеFlut≈ 1,5, уменьшим Color Temp до 5600, насыщенность (Saturation) повысимдо1.4. Создаем следующую ноду (SHIFT+S), где в Primaries уменьшаемHi/Light на -80. Но этого недостаточно, поэтому подрегулируемяркостьс помощью кривых. Для начала Hi/Light ставим -40 и переходимвовкладкукривых. Уменьшим правую часть, поставив чуть ниже точку, ипроработаемцентральную часть (рис. 8). Рис. 8 - Работа с кривыми В Camera Raw повышаем Saturation до 1.7, уменьшаемFlut до1,3,Color Temp - до 5400. Можно элементы доработать масками, все детально выставить. Ноглавная суть при работе с оператором какими-то большими маскамиможетевзять теплый-холодный план. Создаем новую ноду с градиентной маской, направление которойчутьснизу справа на героя, немного захватывая шляпу. В Primaries уменьшаемHi/Light до -50, Gamma - на 0,03; Lift - на 0,01; Gain - на 0,02. Повысимконтраст на 0,3, Sat на 4 и Gain уводим в слегка теплуюобласть. В этом случае получится дождь с солнцем. Нажимаем правой кнопкой мыши по видео на Grab Still, сохраняем.

Задание Самостоятельно выполнить видеомонтаж ролика или скачать готовый вариант. На каждый ролик сделать по 2 цветокоррекции с разным настроением.

Лабораторная работа №2

Задание Поработать с инструментами кривых, сделать 2-3 цветокоррекции для своего видеоролика

Цель работы: Цветокоррекция с кривыми. Теоретические сведения Во вкладке Color выбираем кривые(Curves). Можно не толькоработать с кривыми, но и подрезать темный и светлыйдиапазон(смещением точек с каждой стороны), настраивать общуюконтрастность(создание точки и ее смещение в середине). Есть разноцветные кнопки(рис. 1), которые переключают режимнастройки кривых для каждого определенного цвета из RGB. Рис. 1 - Настройка кривых красного цвета изображения Пример работы с кривыми(увеличение светлого тона) отдельногоцвета приведен ниже(рис. 2). Рис. 2 - Увеличение светлого тона красного цвета При переключении на любой канал цвета выводится на первыйплан его гистограмма, на которой показывается места с большимколичеством определенного цвета. Также среди этих цветов есть Y(Luminance) - отдельнаявыведенная яркость (рис. 3). Есть возможность любой диапазон, неменяя цвета, делать светлее или же темнее. Рис. 3 - Отдельная выведенная яркость Расположение цветов останется прежним, за счет этого светлыетона можно сделать светлее, тени - темнее. Или же чуть приглушитьсветлые тона, а тени сделать светлее, чтоб получилась более мягкаякартинка. Эта выведенная яркость дает много возможностей, а кривыепомогают сделать более тонкий подход. Если надо вернуться к мастер(общей) кривой, то надо нажатьназнак цепочки. За отключение/включение какого-то участка, инструментаотвечают ноды. Желательно делать под каждый шаг цветокоррекцииотдельные ноды, чтобы посмотреть на воздействие или удалитьненужное. Для новой ноды горячая клавиша - ALT+S. При создании новой ноды, у каждой будет изображениепримененного инструмента(рис. 4). Рис. 4 - Ноды с кривыми и без Следующие инструменты находятся в разделе кривыхипредставлены в виде графика. В правой верхней области есть подписи, ккоторой идет обозначение данного графика(показано стрелкой на рис. 5). Рис. 5 - Второй инструмент в кривых Второй инструмент (Hue vs Hue) - Тон против тона. Принаведении на картинку появляется пипетка, к помощьюкоторойможновыбрать цвет. На графике, который показывает, какой цвет превалируети какого цвета меньше наблюдается, выводятся три точки. Центральнаяточка определяет увеличение/уменьшение тона, левая и правая точка-диапазон охвата. Чтобы изображение увеличить во время цветокоррекции, нажавнакнопку . График можно проводит «насквозь», т.е. если пересечёте границу, то с другой стороны этот график появится. При захватывании большегодиапазона получается локальная мягкая перекраска. Главное обратить внимание на то, что этот же цвет будетприсутствовать в других элементах кадра, например, в лампе, иливузоре на платье, или в отражении. Чтобы увидеть эти элементы, достаточно переместить центральную точку в самый низ/вверх. Еслисместить боковые точки, то будет перекрашиваться весь диапазон, чтонежелательно. По принципу смещения цвета действует этот инструмент. Естьвозможность обнулить, нажав на значок . В нижней панели данного инструмента имеются настройкидиапазона: Input Hue(входной цвет), отвечающий за смещениевлево/вправо центральной точки; Hue Rotate(движение по цветовомуколесу), изменяющий расположение центральной точки вверх/вниз. Также имеется возможность добавлять новый захват с помощьюцветных точек, вместо захвата цвета с пипетки. Создаем новую ноду (ALT+S). Переходим на предыдущую, чтобпосмотреть изменение, для этого нужно отключить видимость ноды(CTRL+D). Горячая клавиша (ALT+D) помогает увидеть исходнуюкартинку и отключить все ноды. Третий инструмент (Hue vs Sat) меняет насыщенность выбранноготона. График показывает самые насыщенные цвета и большоеколичество цвета. Если центральную точку участка сместить в самыйниз, то участок становится серым; если же поставить в самый вверх, тополучится выжженный, кислотный цвет. Главное следить, чтоб смещение не было сильно высоким, т.к. ввидео появляются шумы, особенно в тенях, и начинается разброспопикселям. При воспроизведении пиксели будут перескакивать, этобудетотвлекать внимание. В нижней панели данного инструмента имеются цифровыенастройки диапазона: Input Hue(входной цвет), Saturation(насыщенность). Также имеется возможность добавлять новый захват с помощьюцветных точек, вместо захвата цвета с пипетки. Четвертый инструмент (Hue vs Lum) меняет яркость тона. Желательно при работе с ним растянуть диапазон. Создаем следующую ноду(ALT+S). Остальные 3 инструмента-обратная система, которая позволяет выбирать по яркости. Lum vs Sat. Определяет светлые и темные участки. Можноповысить/понизить насыщенность тона. Большое преимущество - захватдиапазона по всей картинке. Если темные участки понизитьвнасыщенности, то они равномерно будут насыщенны, а не местами. Sat vs Sat. Позволяет участкам с определенной насыщенностьюпонизить/повысить насыщенность. Sat vs Lum. Цвета, определенной насыщенности, становитсяилисветлее, или темнее. Во всех этих ситуациях желательно детально следить за шумомнакартинке, т.к. он может быстро начать проявляться. Для решенияэтойпроблемы помогает широкая расстановка диапазона или очень слабыеизменения. В цветокоррекции разрешено использовать маски . Ихможнорисовать базовыми фигурами (квадрат, эллипс и линия), с помощьюпераобвести любой объект. При создании маски на ноде будет показыватьсязначок маски и только выделенный маской элемент будет имеетизменения цветокоррекции. В маске есть возможность корректировать точки, параметрSoftness для создания плавности изображения, параметр Opacityдлярегулировки воздействия эффекта. Создание инвертированноймаскизадается кнопкой .Красной точкой подсвечиваются инструменты, вкоторых были изменения. З

Лабораторная работа №3

Задание. Создать свою цветокоррекцию с масками и настройкой цвета.

Цель работы: Работа с цветами и их каналами Теоретические сведения Для начала работы необходимо вызвать разные отображенияцветовых каналов, в нижней панели справа(рис. 1). Рис. 1 - Рабочая зона с цветовыми каналами В первом отображении (Parade) все идёт по вертикальнойшкале: от0 до 384 -диапазон теней, от 384 до 768 - средний диапазон, выше768самые светлые участки, блики, яркие светлые пятна и т.д. ЦветаRGBрасположены по отдельности. Чем белее цвет, тем больше егонадиапазоне и канале. Ширина одного цвета соответствует ширинекартинки. Красного цвета в светлых областях больше всего с левойстороны, где есть пума, также имеется справа, у коры дерева. Зеленыйцветпочтипо всей картинке расположен, большая часть находится в верхнейлевойчасти и в нижней части. В тенях находится очень много красного, достаточно зелёного и лишь немного синего цвета. Во втором отображении (Waveform) аналогичная системапоказывает слева направо расположение цветов, но в этомслучаецветаобъединены. В разделе цветовых колес (Color Wheels) увеличиваемLift, уграфика отрываются тёмные участки, чисто чёрного цвета, равного0, неостаётся(рис. 2). Точно также можно высветлить участок среднегодиапазона, увеличивая Gamma. Треть диапазона тянется довольнослабо, ато что выше начинает тянутся вслед за ним. Gain отвечает за светлые участки, которые будут тянуться быстрее, чуть цепляют среднийдиапазони не задействуют тени. Рис. 2 - Волновое отображение(Waveform) с высветлениемтемныхучастков При изменении цвета диапазона(с помощью инструментовколес)этот цвет на графике уйдет вверх, его станет больше, и остальныецветаприглушаться для сильного проявления определенного цвета. Этиинструменты полезны при оценивании картинки с точкизренияпохожести на исходник при цветовой коррекции. Следующее отображение - гистограмма (Histogram). Она подходитдля фотоаппаратов, видео камер и прочего. Тот же статистическийграфикчитается слева направо, т.е. слева находится темныйдиапазон, посередине - средний, справа - светлая область. Если делали изменения в цветовых колесах, то обнуляем . Рассмотрим более локальную и выборочнуюцветокоррекцию, которая необходима для подкрашивания только одного участкавсегоизображения и воздействия на него по насыщенности, контрастностиилицвету. Переключаем отображение цветов на Parade. Выводим изображение на весь экран, берем пипетку. Зажимаялевую кнопку мыши, проходимся ею вдоль главного объекта. Удобнееработать в режиме маски(SHIFT + H). Для коррекции маски понадобитьсяIn/Out Ratio, чтоб пустые области внутри объектовзакрывались/расширялись. Переключаемся на второй режим (Matte Finesse) в маске, которыйзадает параметры закрытия пустот: Shrink - края срезаются; Grow - края наращиваются, если радиус увеличивать; Opening - открывает пустоты и вычищает лишний мусор; Closing - закрывает дырки внутри объекта. Есть 3 формы(Shape) закрытия пустот: квадрат, круг и ромб. Переходим в маску , выбираем перо, чтоб отрисовать объектпокраю. Желательно маску растушёвывать с помощьюSoftness. На даннойноде мы получили график маски(рис. 3). Рис. 3 - График маски в режиме Parade Но есть проблема у данной маски: если объект начинает двигаться, маска остается статичной, и в результате может попасть лишнее. Таккакработаем с видео, мелкие поддергивания скорее всего будут у объекта. Для того, чтоб этого избежать, переходим в соседний инструмент- трекер, который работает в авторежиме. Галочкамиможнопроставить, что именно будет отслеживаться. Pan - перемещениевлево-вправо; Tilt - перемещение вверх-вниз; Zoom - приближение/отдаление;Rotate - поворот; 3D - трёхмерные перемещения в разных направлениях. Есть 2 режима: Clip - авторежим, Frame - режим, которыйсаминастраиваем. Если отследить невозможно, то проблема в том, что видеокартанераспознана. После отрисовки маски желательно проверить ее бегункомвремени. Расслоение показывает, что система уловила движение, нонеможет понять, правильно ли сделано. При начале расслоенияпереключиться на режим Frame, т.е. самостоятельно надо выставитьключи, подправляя маску. Находим большое расслоение и смещаемточкимаски. Новые точки лучше не создавать, т.к. программа не будетзнать, куда их дальше смещать. В ходе такой работе можно переключитсянаClip, и от данной точки нажать на автотрекинг. Иот проставленныхключей будет лучше отслеживаться движение. Положительныймоментработы - быстрый трекинг. После окончания с расстановкойточеквключах проверить работу маски. Все варианты нод находятся в верхней панели(рис. 4). Рис. 4 - Вкладка создания нод Понадобиться инвертированная нода (Outside Node), горячаяклавиша которой - Alt+O. Альфа канал обозначается синейстрелкой, которая передает прозрачность. Теперь довольно тонкоможновоздействовать на каждую из нод, переходить в колеса (Primaries)икривые (Curves), чтоб проработать цвета, яркость, насыщенность. Делаем цветокоррекцию. Чтобы ее сохранить, правойкнопкоймыши по изображению нажать на Grab Still. Чтобы создать новую версию коррекции, на полосе со скриптаминажать правой кнопкой мыши на первую строчку Local Versions >CreateNew Version. Подправляем новую цветокоррекцию, и сохраняемее(GrabStill). Работать удобнее в полном экране. Для работыс несколькимиверсиями есть кнопки(горячие клавиши) в верхней панели Color >GradeVersion: предыдущая версия (Previous) и следующая (Next), горячиеклавиши которой соответствует Ctrl+B и Ctrl+N . Если работать в неполном экране, то правой кнопкоймышиповидео также будет список версий, которые можно удалять, переименовывать и загружать. Цветокоррекцию можно задать с помощью заготовок (LUTs). Нашаблонном изображении девушки с 2 цветными шкалами показаннаразных цветах и оттенках результат заготовки, т.е. где-то повышеннанасыщенность, а где-то контрастность пониженна. При наведениинаLUTможно посмотреть работу заготовки с выбранным элементом. Чтобы Lut целиком срабатывал, 2 нода удаляется, а маска 1нодыобнуляется: в пипетке и в маске удаляется или же правой кнопкоймышипо ноде нажать на Reset Node Grade. Очищаем стилы(Still), нажатиемDelete. Для применения Lut достаточно перетащить на видеоееилидважды по ней нажать. Заготовка будет на ноде обозначаться решеткой.
Обсудим вашу работу?
При заказе дарим онлайн-тест!
Заполните форму
и мы свяжемся с вами за 2 часа