Контрольная работа
Контрольные вопросы и расчетно-графические задания(необходимо выбрать 2 теоретических вопроса и кратко ответить на них)1. Эволюция понятия «природопользование» и его современное толкование.
2. Природопользование как научное направление: объект, субъекты, предмет и основные задачи. Разграничение предметных областей междисциплинарных научных направлений «Природопользование» и «Геоэкология».
3. Исторические примеры влияния стихийного развития производительных сил на окружающую природную среду и направленность природопользования. Негативные и позитивные следствия этого влияния. Локальные и региональные геоэкологические кризисы.
4. Обострение проблем взаимодействия общества и окружающей природной среды во второй половине 20 в. Интернациональный характер современных экологических проблем. Возможность и неизбежность глобального экологического кризиса.
5. Оценка потенциальной емкости биосферы с точки зрения роста численности населения Земли. Опыт многофакторного моделирования изменения численности населения. Прогнозируемые сценарии развития человечества.
6. Дискуссионные проблемы взаимодействия природных и общественных систем.
7. Суть и география продовольственной проблемы. Понятие «зеленая революция». Роль зеленой революции в решении продовольственной проблемы.
8. Виды загрязнения окружающей среды. Основные поллютанты, характер их поведения в различных средах, метаболизм.
9. Диссимиляционный потенциал (экологическая емкость) территории. Ландшафтно-геохимический анализ территориальной дифференциации экологической емкости природной среды.
10. Природно-ресурсный потенциал территории. Существующие подходы к его расчетам.
11. Понятие «рациональное природопользование». Основные положения концепции рационального природопользования.
12. Запасы основных видов природных ресурсов в мире и в России и тенденции их изменения.
13. Понятия «землеемкость», «ресурсоемкость» и «отходность» производства. Современные малоотходные и ресурсосберегающие технологии и их внедрение в российскую экономику.
14. Влияние исторически сложившегося в России характера размещения производительных сил на природопользование и трансформацию ландшафтов.
15. Инженерные (организационно-технические, технологические), экологические (абиотические, биотические) и организационные (плановые, оперативные) природоохранные мероприятия и их реализация в процессе ресурсопользования.
16. Кадастры природных ресурсов. Виды и основное содержание.
17. Понятие ущерба от антропогенного воздействия на окружающую среду. Виды и подходы к количественной оценке.
18. Понятие эффективности природопользования.
19. Понятие экономического оптимума загрязнений.
20. Стандартизация загрязнений. Виды стандартов и порядок их установления.
21. Понятие оценки воздействия на окружающую среду. Система ОВОС и практика ее реализации в России и зарубежных странах.
22. Цель государственной экспертизы и ее уровни. Принципы и порядок проведения экологической экспертизы.
23. Платежи за загрязнение и «торговля выбросами»: преимущества и недостатки.
24. Эколого-экономические аспекты использования промышленных и бытовых отходов.
25. Концепции устойчивого развития.
26. «Рост» и «развитие» экономики в концепции устойчивого развития.
27. Основные задачи и направления перехода России к устойчивому развитию.
28. Необходимость и возможности международного сотрудничества при переходе к устойчивому развитию. Обязательства России в рамках международного природоохранного сотрудничества.
1.Расчетно-графическое задание
Изменение антропогенной нагрузки на ландшафты Земли. Эволюция отношения человека к окружающей природной средеЦель работы - сформировать представление о динамике численности населения мира в целом и отдельных его регионов как о факторе, определяющем степень трансформации окружающей природной и природно-техногенной среды.
Задание 1. На основе данных таблиц 1.1 и 1.2 постройте графики роста численности населения мира в целом и по каждому из предложенных регионов (регион - Азия).
Проанализируйте полученные графики, объясните причины перегибов и иных изменений.
Выявите регионы с перманентно высокими (низкими) темпами прироста численности населения. Покажите физико-географические и экономико- социальные предпосылки этого.
Сформулируйте зависимость размещения главных ареалов расселения от ландшафтно-зональной и секторной дифференциации земной поверхности.
Назовите регионы с резко возросшими только в начале 21 века темпами прироста численности населения. Установите основные причины.
Таблица 1.1 - Динамика численности населения мира (История населения Земли – Википедия, http://ru.wikipedia.org, 04.10.2009)
2.Расчетно-графическое задание
Рациональное использование природных ресурсов.Земельные ресурсы и их использованиеЦель работы – показать на примере земельных ресурсов современное состояние и особенности использования природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека; сформировать представление об основных путях рационального использования земельных ресурсов.
Задание 2. На основе данных таблицы 2.1 выполните круговую диаграмму структуры земельного фонда для всей суши в целом.
Таблица 2.1
Выполните анализ и оценку.- Покажите, каким образом может быть изменена структура земельного фонда в целях увеличения площади сельскохозяйственных земель в целом и пашни в частности.
- Обоснуйте необходимость (или ее отсутствие) такого увеличения.
- Предложите иные – не связанные с увеличением площади обрабатываемых земель – пути снижения остроты мировой продовольственной проблемы.
Вопросы к зачету1. Особенности взаимодействия «Природы» и «Общества» на современном этапе и актуальность проблемы охраны окружающей среды
2. Научно-техническая революция и ее последствия
3. Понятие «окружающая среда»
4. Окружающая среда как среда жизни человека
5. Основные свойства окружающей среды
6. Основные виды состояния окружающей природной среды
7. Оценка состояния основных подсистем окружающей природной среды
8. Принципы оптимизации взаимоотношений общества и природы:
9. Меры по улучшению качества окружающей среды
10. Природные ресурсы и их классификация
11. Использование природных ресурсов и концепция ресурсных циклов
12. Рациональное природопользование и требования к такому природопользованию
13. Направления и пути ресурсосбережения
14. Малоотходная и безотходная технологии
15. Экологические последствия использования природных ресурсов
16. Главные последствия человеческой деятельности для биоразнообразия планеты.
17. Основные направления рационального использования и охраны природных ресурсов
18. Принципы рационального использования и охраны отдельных видов природных ресурсов и ландшафтов
19. Особенности рационального использования минеральных ресурсов.
20. Особенности рационального использования климатических и водных ресурсов.
21. Особенности рационального использования земельных ресурсов
22. Особенности рационального использования биологических ресурсов.
23. Особенности рационального использования ландшафтов как целостных экосистем.
24. Системы природопользования
25. Основные формы охраны окружающей среды
26. Принципы и правила охраны природы
27. Правовые и экономические механизмы охраны природы.
28. Задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды.
29. Охрана измененных человеком ландшафтов
30. Особо охраняемые природные территории.
31. Понятие об управлении природопользованием
32. Виды и методы управления природопользованием:
33. Особенности управления природопользованием на предприятии.
34. Утилизация токсичных отходов на предприятии
Методические указания к выполнению контрольной работы
Введение
При изучении курса
«Охрана окружающей природной среды и природопользование» для слушателей СибГУТИ будут проводиться следующие виды учебных занятий: лекции, групповые и индивидуальные консультации, практические занятия, вебинары.
Общий объем учебных занятий непосредственно в университете не будет превышать 20 часов в семестр. Поэтому основной формой учебной работы будут самостоятельные занятия. Учебные занятия во время проведения вебинара со студентами должны закрепить знания, приобретенные во время самостоятельной работы.
Главной формой проверки знаний студентов в период самостоятельной работы является контрольная работа и тесты промежуточного контроля. Срок представления в университет контрольной работы - не менее чем за 30 дней до лабораторно-экзаменационной сессии. Студенты, у которых контрольная работа не зачтена, к участию в лабораторно-экзаменационной сессии не допускаются.
Курс
«Охрана окружающей природной среды и природопользование» состоит из изучения следующих тем дисциплины:
- Особенности взаимодействия «природы» и «общества».
- Природные ресурсы и последствия их использования
- Основные направления рационального использования и охраны природных ресурсов.
- Системы природопользования
- Понятие об охране природы и объектах охраны
- Охрана измененных человеком ландшафтов.
- Понятие об управлении природопользованием. Особенности управления природопользованием на предприятии
При изучении курса необходимо ориентироваться на компетенции, которые формируют знания, умения и навыки.
ОК-7 владением культурой безопасности и риск-ориентированным мышлением, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов в жизни и деятельности.
ПК-20 способностью принимать участие в научно-исследовательских разработках по профилю подготовки: систематизировать информацию по теме исследований, принимать участие в экспериментах, обрабатывать полученные данные
ПК-21 способностью решать задачи профессиональной деятельности в составе научно-исследовательского коллектива.
Для успешного самостоятельного изучения курса «Охрана окружающей природной среды и природопользование» и лучшего закрепления основных тем курса студентам обучающимся по дистанционной форме рекомендуется вести краткие конспекты прочитанного материала. Необходимо также решать типовые примеры, приведенные в рекомендованной учебной литературе, а после изучения каждого раздела программы студент должен уметь самостоятельно ответить на вопросы для самопроверки, приведенные в каждом разделе. Ответы на эти вопросы рекомендуется кратко записать в рабочей тетради, что поможет лучше усвоить материал.
Для более успешного усвоения курса, решения контрольной работы и тестов рекомендуется использовать слайды, которые в краткой и наглядной форме отображают тематику дисциплины.
Таким образом, порядок изучения разделов курса следующий:
- Самостоятельное изучение по литературным источникам, выполнение контрольной работы.
- Посещение вебинаров.
- Выполнение контрольной работы.
- Контрольная работа выполняется путём краткого ответа (2-3 стр) на два теоретических вопроса, которые студент выбирает самостоятельно и решением расчетно-графического задания. После решения расчетно-графического задания студент делает вывод по результатам расчета.