Контрольная работа
1. Преобразовать восьми- и шестнадцатиричные числа в двоичную систему счисления:
а) 7356,0418;
б) А1F,02C16;
в) 6472.1058;
г) E07,D3A16;
д) 412,5768;
е) B1C,1E716.
2. Перевести в десятичную систему счисления:
а) DA310
16; б) 753,14
8; в) 1110100111101
2;
г) 70A0B
16; д) 407,05
8; е) 1001011101011
2;
ж) D084C
16; з) 731,15
8; и) 1110010110111
2.
3. Пользуясь дополнительным кодом сложить пары чисел:
а) N
1 = 10,111
2 , N
2 = -110,011
2. ;
б) N
1 = 110,101
2 , N
2 = -10,111
2 ;
в) N
1 = 101,011
2 , N
2 = -110,101
2.
4. Пользуясь правилом де Моргана преобразовать выражение и составить структурную схему в базисе И-НЕ:
Лабораторная работа №1
1. Цель работыИзучение свойств логических элементов «И–НЕ»; приобретение навыков синтеза логических схем.
2.Подготовка к работе2.1. Изучить основные логические функции и их условное обозначение,способы представления логических функций, основные правила выполнения логических операций, функционально полные системы логических элементов.
2.2. Синтезировать логические выражения, реализующие в базисе И – НЕ следующие логические функции: НЕ, ИЛИ, И, ИЛИ – НЕ, И – НЕ, И – ИЛИ – НЕ, неравнозначность (исключающее ИЛИ), равнозначность (исключающее ИЛИ – НЕ). По полученным выражениям составить схемы логических функций и записать для них таблицы истинности.
3. Описание схемыФункциональная схема лабораторной работы представляет собой упорядоченное соединение 5 двухвходовых логических элементов, выполняющих логические операции И – НЕ. Коммутация цепей производится с помощью переключателей S 1 – S 4 путем щелчка указателя мыши на изображении ключа. Обратите внимание на то, что переключатели S 2 и S 3 – сдвоенные. Входные сигналы логических уровней «0» и «1» выбираются нажатием на соответствующие кнопки источников. Красное свечение лампочки свидетельствует о том, что в данном узле схемы действует логическая «1», отсутствие свечения лампочки соответствует сигналу логического «0».
4. Задание к лабораторной работеЭкспериментально исследовать правила построения различных логических функций в базисе И-НЕ, снять таблицы истинности для указанных выше логических функций.
7. Контрольные вопросы7.1. Что такое полный и минимальный базис?
7.2. Почему логический элемент И – НЕ обладает функциональной полнотой?
7.3. Основные свойства логических функций.
7.4. Дайте формулировку правила де Моргана.
7.5. Какова цель минимизации логических функций?
Лабораторная работа №2
Исследование комбинационных цифровых устройств
1. Цель работыИзучение свойств комбинационных цифровых устройств: шифратора, дешифратора, сумматора, мультиплексора и приобретение навыков выполнения арифметических микроопераций.
2. Подготовка к работе2.1. Изучить правила перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот.
2.2. Принципы построения шифраторов, дешифраторов, мультиплексоров на логических элементах.
2.3. Построение одноразрядных и многоразрядных сумматоров.
2.4. Представление двоичных чисел в дополнительном и обратном кодах.
3. Описание схемыИсследуемые КЦУ представляют собой последовательно соединенные шифратор D 1, сумматор D 2, дешифратор D 3, мультиплексор D 4. Шифратор позволяет перевести любое число от 0 до 7 в двоичный код. Сумматор имеет возможность произвести сложение двух трехразрядных двоичных чисел. Результат суммы может быть представлен четырехразрядным числом. Старший разряд индицируется на выходе переноса « P ». Дешифрации подвергаются три младших разряда суммы. С помощью сумматора можно произвести вычитание, при этом вычитаемое представляется в дополнительном или обратном коде. Дешифратор выполняет микрооперацию обратную шифратору. Мультиплексор выполняет коммутацию одного из восьми входных сигналов на один выход под действием кода управления.
4. Задание к лабораторной работеЭкспериментально исследовать правила работы комбинационных цифровых устройств.
7. Контрольные вопросы7.1. На каких элементах строится шифратор, дешифратор, мультиплексор?
7.2. Принцип построения и работы сумматора?
7.3. Как осуществляется сложение и вычитание чисел с помощью сумматора?.
Лабораторная работа №3
Исследование триггеров
1. Цель работыЭкспериментальное исследование работы различных типов триггеров.
2. Подготовка к работе2.1. Изучить классификацию и параметры триггеров.
2.2. Принципы построения асинхронных и синхронных RS -триггеров на логических элементах.
2.3. Функциональное назначение различных типов триггеров.
3. Описание схемыВ лабораторную установку включены схемы четырех типов триггеров: асинхронный RS -триггер, синхронный RS -триггер, D -триггер и двухступенчатый D -триггер. На схеме также показаны источники логических сигналов и лампочки для визуального определения состояния триггеров.
4. Задание к лабораторной работеЭкспериментально исследовать правила работы и снять таблицы функционирования триггеров.
7. Контрольные вопросы7.1. Начертить схемы RS -триггеров на логических элементах И-НЕ и ИЛИ-НЕ. Пояснить их работу.
7.2. Каким преимуществом обладает двухступенчатый триггер?
7.3. Почему JK -триггер называют универсальным?.
7.4. Какой характерной особенностью обладает последовательность импульсов выходе T -триггера?